Большим заблуждением будет считать, что продвижение в социальных медиа - это исключительно прерогатива брендов, политических партий или персон. Регионы и даже целые государства выделяют немалые средства на собственное продвижение в СМИ.
Причины могут быть разными: иные страны хотят на государственном уровне стимулировать развитие туризма, другие - подавить негативные стереотипы или просто завести эффективных агентов влияния. Пиар «на государственном уровне» может осуществляться как силами собственных специалистов, так и путем вербовки таковых в сопредельных странах, на мнение общественности которых предстоит оказать соответствующее информационное воздействие.
Подобного рода продвижение в социальных медиа стремительно набирает популярность. Во-первых, традиционные СМИ сильно ограничивают пространство для маневра; во-вторых, сейчас подрастает целое поколение молодежи, для которых основным источником информации является интернет. Есть и третий немаловажный фактор: в некоторых случаях руководители сопредельных стран, где необходимо провести работу по изменению вектора общественного мнения, в этом не заинтересованы, и использование официальных ресурсов СМИ в силу этого невозможно. В таком случае, одним из наиболее действенных нструментов влияния становится работа в социальных медиа.
Рассмотрим несколько примеров активного продвижения государств и регионов в социальных медиа, в том числе кампаний, реализованных нашим агентством.
Несмотря на довольно позитивный образ французов в восприятии среднестатистического россиянина - мы не слишком много знаем о Франции, ее культуре и достопримечательностях. Кампания преследовала целью исправить этот недостаток, более полно познакомив российских интернет-пользователей с достопримечательностями региона. Значительный акцент делался при этом на наличие развитой туристической инфраструктуры.
Пожалуй, Грузия - это один из крупнейших геополитических пиар-проектов последнего десятилетия. После прихода к власти, проамериканский президент М. Саакашвили привел с собой не только военных инструкторов, но и корифеев в области пиара и информационных войн. Нашлись среди них и выдающиеся специалисты в области соц. сетей. Эти специалисты годами успешно убеждали общественность, что Грузия за несколько лет превратилась из нищей, терзаемой политическими распрями страны - в цветущий оазис. Одним из ключевых направлений этой пропаганды стала российская блогосфера: ангажированные агенты влияния довольно профессионально выполняли заказ. В 2008 эти же специалисты чуть было не убедили мир в том, что ответственность за развязывание войны лежит исключительно на России. Не получилось. У российской стороны нашлись ресурсы для оказания серьезного противодействия информационным манипуляторам.
Чечня станет, вероятно, самым интересным пунктом из приведенного здесь перечня примеров. Несколько недель назад мы обратили внимание на появление в блогосфере довольно большого количества чеченских блоггеров (либо пиарщиков, выдающих себя за таковых). Не секрет, что в сознании большинства россиян прочно засел ряд застарелых стереотипов ассоциирующихся с Чеченской Республикой: война, разруха, терроризм, дотации. Список стереотипов примерно такой. К этому можно добавить взаимное агрессивное отношение друг к другу среди молодежи из Чечни и других российских регионов.
Задача блоггеров - сменить стереотипы на что-то нейтральное, а по возможности начать формировать позитивный имидж ЧР в глазах россиян. На своих страницах чеченские блоггеры публикуют снабженные фотоконтентом посты о стройках в республике, информацию о новых заводах и производствах, наличии православного храма в Грозном. При этом, нет каких-либо публикаций о войне, насилии, терроризме, что и дает представление о векторе всей кампании.
Блоги ведутся, преимущественно, на литературном русском языке. На агрессивные комментарии блоггеры отвечают обстоятельно и с достоинством, не скатываясь до ответной ругани. Очевидно, что на данный имиджевый проект руководство ЧР возлагает определенные надежды: Рамзан Кадыров не раз заявлял, что хочет привлечь в республику инвестиции, сделать ее образцовым российским регионом. Выполнить данную установку можно только при условии, что старые негативные стереотипы будут заменены новыми положительными. Видимая работа в данном направлении ведется.
P.S. В статье обозначены только несколько из возможных направлений в продвижении стран и регионов в социальных медиа. В настоящее время, несмотря на то, что данная отрасль пиара уже не является новой, - идет ее стремительное развитие. Все больше руководителей осознают непреложную истину, что отношение к собственной стране и региону можно и нужно формировать, причем не только у себя, но и за границами своей области, на интернет-площадках сопредельных государств. Продвижение в социальных медиа становятся одной из непременных составляющих общего имиджевого успеха той или иной страны или региона.
Евгений Чупрунов, агентство Green, greensmm.ru
Надежные партнеры: